Лекция-концерт «Немного о рояле»
Преп. Маркина Наталья Васильевна Староюрьевская детская музыкальная школа
Рояль пластически прекрасен .На него даже смотреть наслаждение. Не однажды наблюдала, как родственны по силуэту арфа и рояль, и думала, что линия арфы таинственно перешла на крышку рояля, что линия эта мелодична ,в ней звучит музыка. Представьте ,что вы входите в комнату, где нет ни мебели, ни вещей, стоит один только рояль. И благодаря ему комната не кажется пустой: она наполнена, она одухотворена – не правда ли? Для того, кто постоянно с ним связан, рояль живо, у него есть душа. Причём у каждого инструмента своя .Её надо почувствовать, понять, полюбить. Не всегда это получается – кто-то из двоих, рояль или исполнитель, не «соответствует».Отсюда и исполнительские пристрастия к определённым инструментам. Как-то в Будапеште, выступала знаменитая пианистка Анна Фишер. Вообразите себе роскошный зал в стиле барокко, сцена, овация, встречающая пианистку. И вдруг она садится за старенький рояль .Почему? Неужели не нашлось хорошего инструмента? Конечно, есть, и самых лучших мировых марок. Но она всегда играет на этом. Говорит, что у него «богатая душа». Даже к знакомому инструменту подходишь с некоторой долей робости: как-то на этот раз сложится диалог, получится ли вообще? Трогаешь клавишу и… дальше начинается магия. Отчего этот звук, летящий в зал, способен выразить мою печаль и радость, моё состояние и настроение – в ударе я или нет, играю ли раскованно или зажато? Что это такое? Какая наука сумеет объяснить такой феномен? Конечно, это чудо вообще, чудо искусства, а я хочу ограничиться роялем. Рояль сложнейший, волшебный инструмент. Дотронешься до него с нежностью , - и он отзовётся с такой же нежностью; как я к нему, так и он ко мне… Нельзя обрушиваться на рояль отвесно прямо, он не терпит пустопорожнего звука, движение руки по клавиатуре идёт по касательной. И на форте, и на пиано важно слышать интонацию. Колоссально много зависит не только от того , как возьмёте звук, но и от того, как его слушаете. Вот как его слушаешь, так же услышит его сидящий в зале. Если я нажму клавишу, а слухом своим не стану «держать» звук, тянуть его, вести, - он будет гаснуть. Это можно назвать «неозвученной» игрой. Поэтому, личное отношение к звуку выражается не только в том, как нажимаешь клавишу, но и как слышишь её ответ. Игра на фортепиано – загадочное духовное движение…
Монолог о фортепианоКогда оно появилось на свет? Вряд ли итальянец Кристофори, создавший в начале XVIII века прообраз современного рояля, узнал бы в нынешнем могучем «Стейнвее» потомка своего «пианофорте» - как он назвал новый инструмент. Первая модель была скромным созданием, которое по традиции художники расписывали затейливыми орнаментами или пейзажем на откинутой крышке. «Пиано» - значит тихо, «форте» - громко. Так в самом имени «фортепиано» уже заложен контраст, как и в чёрнобелом образе его клавиатуры. У предшественников фортепиано была щипковая механика извлечения звука из струн. Кристофори сконструировал ударную механику. Результат новшества – увеличилась сила звука. Когда молоточек бьёт по струне, возникает более долгая вибрация – звук тянется дольше. И дело не только в силе и продолжительности звучания , но и в характере его возникновения, в тех тончайших оттенках, добиться которых стало возможно на новом инструменте. Ни на клавесине, ни на органе звук в принципе не зависит от того, каким способом нажмёшь клавишу. У пианиста эта зависимость - решающее средство выразительности. У рояля есть ещё одно имя – клавир. В названии знаменитого баховского цикла «48 прелюдий и фуг» значится авторское объяснение: для «для хорошо темперированного клавира» (темперация – новая настройка клавира, позволившая использовать все 24 тональности: 12 мажорных и 12 минорных). Возникает вопрос: для какого же инструмента писал свои клавирные сочинения Бах? Ведь в его времена не было даже такого рояля, какой уже сформировался к концу XVIII столетия. Что, Бах пророчески предчувствовал появление будущего инструмента и писал для него музыку? Наверное, нет. В баховском обозначении «хорошо темперированный клавир» означает: сочинение предназначено для клавишного инструмента. Это могли быть спинет, клавикорды, фисгармония, орган, клавесин и даже клавишная лютня – словом, любой инструмент, на котором звук извлекался при помощи клавиш. Почти в то же время, что и И.С.Бах, жили и творили Доменико Скарлатти, Георг Фридрих Гендель, французские клавесинисты Жан Филипп Рамо и Франсуа Куперен… Эти имена составляют панораму клавирной музыки баховского времени. Фортепиано ещё не было столь известно, оно только создавалось. Звучали орган и клавесин. Но если органные сочинения и в наши дни исполняются только на органе, то клавесинная музыка почти полностью вошла в репертуар пианистов. Клавесин чудесно звучит в старинных произведениях и сегодня,но вернёт ли он прежние права при конкуренции с фортепиано? Слишком мощный у него соперник. Универсальные свойства фортепиано несравненны. В течение двух веков его формировали и совершенствовали гениальные композиторы… К концу XVIII века инструмент Кристофори становится более похожим по своему устройству на наш сегодняшний рояль. Клавирное творчество Филиппа Эмануэля Баха, Гайдна, Моцарта уже имеет точный адрес. Эта музыка создана для рояля того времени. Преобразуется жанр концерта с оркестром: пианист играет в нём явно выраженную роль солиста, для которого пишется развитая фортепианная партия. Путь рояля от XVIII к XX столетию поразителен. Он напоминает судьбу оркестра со времён Баха, затем Гайдна, Моцарта, Бетховена – можно увидеть как постепенно он разрастается, вовлекая в свой состав всё новые и новые инструменты. Оркестр Гайдна и оркестр Вагнера – как велико различие их в средствах! Вагнеровский оркестр могуч, у Гайдна – прозрачен , ясен, лёгок. То же самое происходило и с фортепиано. Инструмент постепенно совершенствовался, менялся его объём, увеличивалась длина струн, вместо деревянной рамы позднее стали делать чугунную, чтобы она могла выдержать силу их натяжения, шлифовалась и технология звукоизвлечения и так далее. Развиваясь , фортепиано звучало всё мощнее, разнообразнее, выразительнее и ярче; Расширялась тембральная палитра. Музыканты и фортепиано взаимодействовали между собой, влияя друг на друга. В письмах поставщику венских роялей, Бетховен давал советы, как совершенствовать механику в соответствии его требованиям и запросам. Неизвестно в какой момент возникло французское название – рояль. Но это имя, конечно, не случайно : «рояль» - значит «король». После Бетховена продолжается победное шествие короля инструментов . Шуберт , Шуман, Лист, Шопен… Эти фортепианные гении произвели взрыв в сознании своих современников . Фортепиано переживает, пожалуй, самые счастливые времена в музыке Шопена. Всё его творчество посвящено роялю. Лист утвердил традицию фортепианного сольного концерта. В последние годы жизни Лист очень интересовался русской музыкой. Россия приковала внимание музыкального патриарха настолько, что он сделал ряд фортепианных обработок, как бы желая «представить» Европе русских музыкантов : Глинку, Алябьева, Даргомыжского, Кюи, Антона Рубинштейна и даже Чайковского. Наша отечественная школа моложе европейской. Но уже со времени возникновения она заявила о себе серьёзно и глубоко. Фортепианная музыка Глинки своеобразна и самостоятельна. Глинка, подобно Пушкину – начало всех начал в русском музыкальном искусстве. Мусоргский – новатор в использовании средств фортепиано. Его «Картинки с выставки» - сочинение уникальное. Открытие двух консерваторий братьями Рубинштейн - событие, во многом определившее будущее. Московская консерватория дала нам Рахманинова, Метнера, Скрябина. Петербургская – Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. Северная столица продолжила линию Мусоргского. А Москва осталась своеобразным островом русского романтизма. И поэтому имя Чайковского символично для Московской консерватории. В послеромантический период рояль «ведёт» бурную, насыщенную событиями жизнь. Открывались новые неизведанные предшественниками возможности фортепиано. … Если слушать Дебюсси, а после него Хиндемита, возникает сходное впечатление, будто смотришь Ренуара с его утончённой роскошью живописной плоти и вдруг попадаешь в мир чёрно-белой графики. Самое интересное, что инструмент всякий раз являл неожиданный облик, «притворяясь», как оборотень , совершенно другим существом. Барток заставил звучать рояль небывало : он стал вдруг гортанным , ударным. Или Стравинский с его русским фольклором. Вспомним его «Петрушку». Сегодняшний день идёт дальше. Открытие фортепиано продолжается. В современном лексиконе появилось такое название: «подготовленный рояль». Композиторы вновь вторгаются в механизм фортепиано, преобразовывая его звучание, приспосабливаясь к конкретному сочинению, и оно даёт им совершенно незнакомые краски. Рояль как чуткий локатор, вбирает в себя всё новые звуки эпохи, её состояния, её образы, её противоречия… Сегодня рояль самый популярный инструмент. По количеству и богатству написанных для него музыкальных сочинений он, несомненно, занимает первое место. Рояль необходим для музыкантов всех специальностей. И не случайно в музыкальных учебных заведениях мира для всех факультетов существует обязательный предмет – обучение фортепианной игре. Безграничные возможности делают его помощником в повседневной работе любого музыканта. Дирижёры, хормейстеры, вокалисты, скрипачи, теоретики, композиторы – все так или иначе соприкасаются с фортепиано. Наш «король» помогает не только музыкантам, но и многим музыкальным инструментам, аккомпанируя, выступая с ними в ансамбле. Без рояля не обходится ни один балетный класс. Фортепиано (или его уменьшённый вариант – пианино) стоят в клубах, Дворцах культуры, или просто в квартирах многих людей, любящих музыку и умеющих музицировать. Можно бесконечно перечислять его роли, настолько глубоко проник в нашу жизнь этот инструмент. Он сам, его вид – уже образ музыки. Во время лекции проводится сольный концерт Демьяновой Оксаны.
Каждый год с учащимися моего класса мы проводим 3-4 сольных концерта. Эта практика в моём классе длится уже с 2002 года. Даёт очень хорошие результаты. Учащиеся в течение года выучивают огромную программу, причём сложнее своего класса. Качество не страдает. Это большой стимул для детей. А ещё больше радует реакция слушателей. Наши концерты пользуются популярностью в общеобразовательной школе. На концерты к нам идут с удовольствием, после говорят много тёплых слов. Что очень ценно для выступающих .
Лекция – концерт «Немного о рояле» Сольный концерт ученицы
6 класса Демьяновой Оксаны
класс преподавателя Маркиной Н. В. для учащихся Староюрьевской общеобразовательной школы
27 мая2009 г.1. В.А.Моцарт «Соната C-dur» 1 часть 2. Ф.Шопен «Вальс Ges – dur» 3. И.С.Бах Соната №2 для флейты и фортепиано часть 2 «Сицилиана» концертмейстер Демьянова Оксана 4. И.С.Бах «Аве Мария» для флейты и фортепиано концертмейстер Демьянова Оксана 5. А.И.Хачатурян Вальс» из музыки к драме «Маскарад» 6. Ю.Весняк «Нежность» 7. Ю.Весняк «Элегия» 8. А.Гарсия «Чёрная жемчужина» 9. «Про меня и муравья» поёт Копылова Софья концертмейстер Демьянова Оксана 10. В. Хромушин «Что же теперь?» поёт Гордова Карина концертмейстер Демьянова Оксана 11. Г. Фрид «Регтайм» ансамбль в 4 руки с преп. Маркиной Н.В. 12. В. Дональдсон «Каникулы» рег-тайм 13. Д. Эллингтон (обр. Хромушина) «Упорный бас» 14. Д.Эллингтон (обр.Хромушина) «Атласная кукла» 15. Г.Уоррен «Чуттануга чу-чу» 16. Д.Эллингтон «Без свинга нет музыки».
|