Меню сайта
Форма входа
Главная » 2013 » Сентябрь » 17 » Лекция - концерт «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».
14:54
Лекция - концерт «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».
      



  Лекция - концерт
 «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».
  Преподаватель Староюрьевской ДМШ  Маркина Наталья Васильевна

Цель: Познакомить с фортепианным альбомом «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».
Задачи:                                                                                                           *Познакомить с историей создания «Нотной тетради»
*Познакомиться с  произведениями из альбома «Нотная тетрадь А.М.Бах»
*Развивать кругозор учащихся
* Прививать любовь к прекрасному, классической музыке.

В огромном мире музыки есть особенная область – музыка , написанная специально для исполнения или слушания детьми. Сочиняя песню или симфонию, оперу или балет , композитор стремиться к тому, чтобы они были доступны для восприятия юным слушателем, не слишком трудны для исполнения юными певцами, танцорами, музыкантами. Композиторы  всего мира посвятили многие свои сочинения детям.
Представим себе такую картину. В напудренном парике, окружённый детьми сидит за клавишами человек. Он сочиняет, дети слушают. Это их отец – величайший композитор И.С.Бах. Рядом с ним Анна Магдалена – мама, певица. Она тоже хочет научиться играть, и Бах создаёт для неё несложные пьесы, которые затем войдут в две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах». По этим тетрадям учатся дети Баха, а потом они откроют путь в музыку детям всего мира. Юные пианисты с самого раннего детства играют «Волынку», полонезы, менуэты, марши, .
        Вот другая тетрадь, на обложке рукой Баха написано: «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха». Здесь композитор записал для сына музыку различных  авторов, упражнения, ключи. В эту тетрадь включены сочинения самого Баха – инвенции, сначала двух -, а в конце трёхголосные.
                                              Итак:
Две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», представляющие собой своеобразные домашние альбомы семьи И.С.Баха, содержат инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера.
        Первая «Нотная тетрадь» относится к 1722 году- времени пребывания Баха в Кетене. Её содержание составляют , гл. образом французские сюиты.
        Вторая тетрадь, которая датируется 1725 годом и относится к Лейпцигскому периоду жизни.
      Клавирные сочинения И.С.Баха представлены в этом сборнике разнообразно. Наряду с партитами мы встречаем здесь совсем лёгкие пьесы, предназначенные для детей; две французские сюиты соседствуют с прелюдией до – мажор из первого тома ХТК.
       Из произведений других авторов во второй «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» находятся «Пастораль» Ф. Куперена ( в оригинале «Нотной тетради» эта пьеса названа «Рондо» и автор не указан), «Менуэт» Г.Бёма, пять пьес сына И.С.Баха – Филиппа Эммануила, а также несколько пьес танцевального характера, принадлежность которых И.С.Баху подвергается некоторыми исследователями сомнению.
     Вокальные сочинения – арии и хоралы, входящие в состав данного сборника – предназначались для исполнения в домашнем кругу баховской семьи.
     И.С.Бах – нашёл необходимым поместить в конце тетради «Некоторые в высшей степени необходимые правила генерал – баса» (в нашем издании не публикуемые). Во времена Баха обучение музыке заключалось не только в игре на инструменте, но и в приобретении первоначальных навыков гармонизации мелодии и т.д.
    №12 в «Нотной тетради» является как раз таким примером, где ученику предлагается заполнить средние недостающие голоса хорала.
     Настоящее полное издание второй «Нотной тетради А.М.Бах» воспроизводит текст оригинала целиком, за исключением следующих сочинений И.С.Баха: №№1 и 2 (партиты ля-минор и ми-минор), №29 (прелюдия до-мажор из первого тома ХТК), №№30 и 31 (французские сюиты ре-минор и до-минор) и №38 (неполное повторение №34). Указaнные произведения  давно приобрели известность как составные части циклов партит, фр. сюит и прелюдий и фуг, составляющих сборник ХТК. Данное издание выпущено под редакцией Ройзмана.
      В Германии, в первой половине ХVIII столетия было принято нередко печатать сольные и хоровые песни на двух нотных станах, без выделения вокальной партии на отдельной строке. Когда песня исполнялась голосом в сопровождении клавишного инструмента, аккомпаниатор играл и мелодию и сопровождение; когда же певец или хор отсутствовали, песня могла быть исполнена как клавирная пьеса.
       Для того, чтобы облегчить возможность такого исполнения вокальных пьес сборника, нашим учащимся – пианистам, редактор постарался вводить минимальное количество голосов.
       Некоторые вокальные пьесы (№№34, 35,37) не расчитаны на применение их в качестве сольных фортепианных пьес, они помещены в данном издании для сохранения полноты данного сборника, как образцы домашнего бытового вокального музицирования эпохи. Из тех же соображений здесь воспроизводится пьеса Ф.Куперена «Пастораль» , которая записана в «Нотную тетрадь» в несколько упрощённом виде.
      При исполнении вокальных сочинений И.С.Баха , также как и его хоровых прелюдий, надо не упускать из вида, что знак ФЕРМАТА  не означает в этих пьесах временной остановки, как в современной нотной практике, этот знак указывал лишь на конец стиха.
      Все пьесы, входящие в сборник (за исключением №№6,12, 34, 35, 37, 39а), снабжены подробными аппликатурными и динамическими указаниями редактора.
     Лиги, проставленные редактором, - преимущественно  фразировочного характера. Все неслигованные ноты, на которых нет указаний , каких-либо штрихов, исполняются portamento.
     В начале каждого номера редактор выставлял словесное указание – часто определяющее основной характер данного сочинения, но не его темп.
     Верная передача характера музыки гораздо важнее, чем абстрактное стремление выдержать ту или иную степень быстроты чередования звуков.
     Встречающиеся в тексте разнообразные украшения расшифрованы редактором в соответствии с таблицей расшифровки украшений, которую сам И.С.Бах вписал в «Нотную тетрадь» своему сыну Вильгельму Фридеману.
        На основании данной таблицы и некоторых других источников  желательно для И.С.Баха исполнение основных видов мелизмов:
1). Трели и неперечёркнутые морденты исполняются с верхнего звука, по отношению к тому, на котором предписано делать украшение.
2). Если в нотном тексте перед звуком , на котором стоит трель или неперечёркнутый мордент, уже стоит ближайший верхний звук, то украшение исполняется с главного звука.
3). Перечёркнутые морденты исполняются с главного звука на ступень вниз, с возвращением к главному звуку.
     Мастерство великого композитора эпохи расцвета полифонического письма, – И.С.Баха, - продолжает доставлять огромное художественное наслаждение любителям музыки всех стран.
  Богатый мир разнообразных настроений, глубоких чувств и переживаний, отражён в музыке И.С.Баха с необычайной силой выразительности.
    Изучение пианистами на всех стадиях обучения клавирного  творчества великого полифониста имеет громадное значение и для художественного развития музыкантов, и для воспитания профессионального мастерства.
     Ключ к хорошему исполнению лежит в развитии у пианиста умения слышать и воспроизводить на инструменте одновременно несколько различных мелодических линий.
Клавирное наследие И.С.Баха является наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста.
   А первой ступенькой является известный сборник, под названием «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах…»
    Автор поместил здесь среди прочих пьес, девять менуэтов.
Во времена Баха Менуэт был распространённым, живым, всем известным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке, и на весёлых вечеринках. Характер танца был, однако, изменчив, и Бах, как мы увидим, записал в «Нотную тетрадь» самые разнообразные по настроению Менуэты.
   И сейчас мы представим вашему вниманию несколько менуэтов.
№36. Менуэт.( исполняет Сибикина Ира)                       
Эта пьеса выразительна и напевна. Поэтому первый звук в партии правой руки не следует отрывать от последующих. Мелодия идёт  legato полтора такта. Неслигованные ноты желательно исполнять portamento  (протяжно, но не связно). В партиях обеих рук не совпадают штрихи.
    В этой пьесе есть также случай противоположной динамики в обеих голосах (такт 13). При этом верхний голос кончает фразу, а нижний идёт к кульминации. На подобных примерах  и начинается воспитание полифонического внимания у ребёнка.
    В тактах 11 и 13 Бах выписывает в верхнем голосе то самое украшение, которое в такте 6 зашифровано в виде мелизма. Так Бах подсказывает нам желаемое исполнение орнаментики.
№7. Менуэт. (исполняет Козеева Даша)                       .
Данный танец по своему содержанию – полная противоположность предыдущему. Здесь ощущается веселье народного праздника,  чёткий танцевальный ритм с опорой на первую долю такта. Это «деревенский» менуэт , немного тяжеловесный и неуклюжий, полный юмора и энергии.
Характерный для инструментальной музыки баховского времени динамический приём противопоставление forte и piano при повторении одного и того же мотива, в первых четырёх тактах пьесы. Подобный эффект – «эхо» - ведёт своё происхождение от различных по силе клавиатур для рук клавесина и органа.
 Клавесин



Рассказ о клавесине,( две клавиатуры тихая и громкая).

Дама за клавесином

   

 


Урок музыки
   

 


№4 Менуэт  (Костева Аня)                           
Это грациозны, плавный, спокойный менуэт. В т.2 и т. 4 в партии правой руки требует пластичного выполнения лиги о первого звука ко второму. Это как-бы изящный поклон – приседание танцующей пары.
№5 Менуэт (Костева Аня)
Похож на менуэт №4.
     Другая группа танцев встречающаяся в «Нотной тетради» - Полонезы.
№10 Полонез (  Копылова Соня )
Уже в этом нетрудном сочинении (2 кл) автору удалось выявить основные черты знаменитого во всей Европе с XVI  столетия польского танца народного происхождения. Энергичная, торжественная поступь танцующих должна передаваться точным исполнением, выдерживанием всех длительностей, особенно  .. . (т.1 и т.5 ). Неслигованные ноты рекомендуется играть глубоким portamento . Это подсказано самим Бахом, поставившим собственноручно знаки  клиньевого  staccato в т.11 и в т.13.
Двутактная фраза в т. 11 и т.12 звучит как бы на нижней громкой клавиатуре клавесина; её повторение – на верхней тихой клавиатуре.
№19 Полонез (Пустынникова Лиза)
   Автором этой пьесы популярной в музыкальных школах является сын И.С.Баха Филипп Эммануил. Величественный характер начальных фраз, идущих в унисон в партиях обеих рук, требует глубокого, звучного произнесения.Руки движутся синхронно. Три ноты объединённые лигой, исполняются слитным единым движением руки.
    Мягкие реплики в т.т. 3,4 и 7,8 наоборот, предполагают более раздельные движения пальцев и более поверхностное прикосновение их к клавиатуре.
№22 Волынка  ( Пустынникова Лиза)
Пьеса задумана как подражание звучности народного духового инструмента. Волынка представляет собой кожаный мешок, заполненный воздухом, волынщик держит волынку под мышкой. Одна из трубок тянет постоянно один звук. На других трубках, исполнитель наигрывает мелодию. Вот и здесь в партии левой руки нижний голос имитирует  гуденье волынки. Поэтому эти ломаные октавы надо исполнять  легато и очень вязко. Мелодия  в правой руке напоминает наигрыш волынки. Кроме 3,4,7,8.20 тактов.
№ 20 а. Ария. (Пустынникова Лиза )
В  клавирной литературе  XVIII столетия встречается два типа арий. Первый тип пьес стремиться подражать на инструменте выразительному пению. Второй тип – прямая противоположность первому. Это сочинения подвижно характера, подражающие  духовым инструментам ( ария – воздух), так назывались и пьесы для духовых.
       В «Нотной тетради» представлен лишь первый тип арий, т. е. подражание пению. Данный номер – двухголосное изложение песни И.С.Баха «Старая трубка». Здесь всё внимание должно быть направлено на legato, на извлечение напевного, красивого звука.
№16 Марш. ( Попова Настя )
Автор этой пьесы – сын И.С.Баха Филипп Эммануил Бах. Музыка марша прекрасно передаёт  обычную увлечённость детей,  когда они в своих играх подражают марширующим солдатам, военному оркестру. Счёт здесь не на 4 , а на 2. Это указано автором . Несовпадение акцентов в партиях обеих рук. Каждую половину пьесы заканчивает двутакт, имитирующий в верхнем голосе бодрый сигнал трубы, а в нижнем дробь барабана.
№11 Хоральная прелюдия.
Одна из органных хоральных прелюдий, вошедших позднее в пятый том органных сочинений Баха. В верхнем голосе много украшений. Два других голоса исполняются легато и должны звучать как бы на втором плане., более тихо. Надо иметь в виду что знаки фермата в тексте хоралов не означают остановки, а лишь указывают на конец строфы стихотворения.
№27 Соло для чембало  
Одна из пьес, принадлежащих сыну Баха, Филиппу Эммануилу. По степени трудности это примерно 4 – 5 класс. Ликующий солнечный характер музыки. Это сольная концертная пьеса для клавесина (или чембало) , с двумя клавиатурами. «Уход» на вторую клавиатуру тихую  указан автором.
Авторское указание в начале пьесы Allegro необходимо понимать (как это было принято в XVIII столетии) больше в смысле характеристики настроения пр-я, чем в смысле темпа (т.е. «весело», а не «быстро»).
Прелюдия до-минор.(Нат. Вас.)

Просмотров: 10713 | Добавил: markinanataliya | Рейтинг: 3.4/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0