Меню сайта
Форма входа
Главная » 2014 » Декабрь » 5 » Открытый урок "Развитие первоначальных навыков работы над полифонией"
17:48
Открытый урок "Развитие первоначальных навыков работы над полифонией"


      Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение
                           дополнительного   образования детей
                Староюрьевская  детская  музыкальная школа  


                                 
                                 Открытый урок


«Развитие первоначальных навыков работы над  полифонией»

                     Учащаяся  Фролова Алина  2 класс
             Преподаватель Маркина Наталья Васильевна
                Дата проведения :   05 декабря 2014 г.
                Предмет: специальное фортепиано

 

 

 

 

 

Цель урока: 
.       познакомить ребёнка с понятием  полифония;
.        показать на практике методы работы по развитию первоначальных             навыков работы над полифонией;
.       помочь учащемуся осмысленно работать над полифонией

Задачи урока:
1.    добиваться певучей манеры игры;
2.    учить слушать голоса отдельно;
3.    учить слушать голоса одновременно;
4.    следить за правильной аппликатурой;
5.    уделить внимание постановке пианистического аппарата;
6.    развивать  полифоническое  мышление  учащихся.
7.    воспитывать исполнительскую культуру в произведениях полифонического склада.
                                                      .
Предполагаемый  результат:
•        овладение  навыками в самостоятельной работе над полифонией.
•        развитие познавательного интереса учащихся и творческих способностей.
•        повышение качества знаний.

Структура урока.
I) Начало урока.
1)     Организационный этап 
а )    приветствие;
б)    сообщение  цели и хода работы на уроке.
II)   Основная часть урока.
1.    Теоретическая часть.
2.    Работа над этюдами Е. Гнесиной
3 .    Работа над русской народной песней «Сел комарик на дубочек»
4.     Работа над Менуэтом ре минор №36  
III) Заключительный этап.
1.     Оценка.
2.     Домашнее задание.
3.     Конец урока.

 

Приветственное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу предоставить Вашему вниманию урок с ученицей 2 класса Фроловой Алиной.
Тема урока:
 Развитие первоначальных навыков работы над полифонией .
Цель урока: 
Помочь учащемуся осмысленно работать над полифонией.
Задачи:
1.       добиваться певучей манеры игры;
2.    учить слушать голоса отдельно;
3.    учить слушать голоса  одновременно;
4.    следить за правильной аппликатурой;
5.    уделить внимание постановке пианистического аппарата.
6.       развивать  полифоническое  мышление  учащихся.
7.       воспитывать исполнительскую культуру в произведениях полифонического склада.

 

Теоретическая часть
                                                        
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова.
Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть
способности   воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся  друг с другом  в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.
Современная фортепианная педагогика уже с первого года обучения  в музыкальной школе предполагает изучение   полифонической  музыки .
Полифонический репертуар для начинающих составляют легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию. Педагог рассказывает о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала, затем ее подхватывал хор («подголоски»), варьируя ту же мелодию.
Взяв, например, русскую народную песню «Родина» из сборника «Юным пианистам» под редакцией В. Шульгиной, педагог предлагает учащемуся исполнить ее «хоровым» способом, разделив роли. Учащийся убеждается в том, что подголоски не менее самостоятельны, чем мелодия запевалы.                  Работая над отдельными голосами, необходимо добиваться выразительного и певучего исполнения их учеником. На это хочется тем более обратить внимание, что значение работы над голосами учениками  нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить отдельно каждый голос как мелодическую линию. 
Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только
ощущает самостоятельность каждого голоса, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обеих голосов, что очень облегчает переход обеих партий в руки ученика.
Для того чтобы сделать ребенку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным пьесам  и использовать программные сочинения, в которых каждый голос имеет свою  образную характеристику. Например, обработка Сорокиным песни «Катенька веселая», названная им  «Пастухи играют на свирели». Двухголосная подголосочная  полифония  в этой пьесе  становится особенно доступной ученику благодаря программному названию. Ребенок легко представляет здесь два плана звучности: как бы игру взрослого пастуха и маленького пастушка-подпаска, подыгрывающего на маленькой дудочке . Эта задача обычно увлекает ученика  и работа быстро спорится . Подобный способ освоения полифонических пьес значительно повышает  интерес к ним , а главное
- пробуждает в сознании учащегося живое, образное восприятие голосов. Оно – то и является основой эмоционального и осмысленного отношения  к
голосоведению. Мы на уроке придумываем образ  каждому голосу и при игре произведений , не имеющих программного названия. 
Огромную пользу по развитию основных навыков исполнения полифонии  в период начального обучения могут принести сборники Елены Фабиановны Гнесиной «Фортепианная азбука», «Маленькие этюды для начинающих», «Подготовительные упражнения».
В сборниках Шульгиной «Юным пианистам», Баренбойма «Путь к музицированию», Тургеневой «Пианист – фантазер» к пьесам подголосочного склада даются творческие задания, например: подбери до конца нижний голос и определи тональность; сыграй один голос, а другой спой; присочини к мелодии второй голос и запиши подголосок; сочини продолжение верхнего голоса и так далее.
Сочинение, как одно из видов творческого  музицирования детей необыкновенно полезно. Оно активизирует мышление, воображение, чувства. Наконец, значительно повышает интерес к изучаемым произведениям.
Заинтересованное отношение школьника к полифонической музыке всецело зависит от метода работы педагога, от его умения подвести ученика к образному восприятию основных элементов полифонической музыки, присущих ей приемов, как, например, имитация.
В русских народных песнях , где первоначальный напев повторяется октавой ниже, можно образно объяснять имитацию сравнением с таким знакомым и интересным для  детей явлением, как эхо. Ребёнок с удовольствием ответит на вопросы педагога: сколько голосов в песне ? Какой голос звучит, как эхо ? И расставит (сам) динамику (f и p), используя прием “эхо”. Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле: мелодию играет ученик, а ее имитацию («эхо») – педагог, и наоборот.
Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И. С. Баха, а первой ступенькой на этом  пути -  сборник под названием «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Маленькие шедевры, вошедшие в «Нотную тетрадь», представляют собой в основном небольшие танцевальные пьесы – полонезы, менуэты и марши, отличающиеся необыкновенным богатством мелодий, ритмов, настроений. На мой взгляд, знакомить ученика лучше всего с самим сборником,  т. е. «Нотной тетрадью», а не отдельными пьесами, разбросанными по разным сборникам. В классе мы выбираем пьесы из этого сборника, предварительно прослушав большинство из них.
 Очень полезно рассказать ребенку об истории «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» .
С Алиной мы выбрали Менуэт №36 ре минор.
Прослушав Менуэт в исполнении педагога, ученик определяет его характер: своей мелодичностью и напевностью он больше напоминает песню, чем танец, поэтому и характер исполнения должен быть мягким, плавным, певучим, в спокойном и ровном движении. Затем педагог обращает внимание ученика на отличие мелодии верхнего  и нижнего голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга, словно их поют два певца: определяем, что первый - высокий женский голос, а второй низкий мужской; или два голоса исполняют два разных инструмента, какие ? Обязательно нужно вовлечь в обсуждение этого вопроса ученика, разбудить его творческую фантазию  
Из многих задач, встающих на пути изучения  полифонии, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса отдельно. Самостоятельность голосов – непременная черта любого полифонического произведения. Поэтому так важно показать ученику на примере  Менуэта, в чем именно проявляется эта самостоятельность:
1.     в различном характере звучания голосов (инструментовка);
2.     в разной, почти нигде не совпадающей  фразировке (например, в тактах
1-4 верхний голос содержит две фразы, а нижний состоит из одного
предложения);
3.     в несовпадении штрихов (legato и non legato);
4.     в несовпадении кульминаций (например, в пятом – шестом тактах мелодия верхнего голоса поднимается и приходит к вершине, а нижний голос движется вниз и подъем к вершине совершает только в седьмом такте).
5. в разной ритмике (движение нижнего голоса четвертными и половинными
длительностями контрастирует с подвижным ритмическим рисунком мелодии верхнего, состоящей почти сплошь из восьмых нот);
6. в несовпадении динамического развития (например, в такте четвертом второй части звучность нижнего голоса усиливается, а верхнего уменьшается).
На материале других пьес из «Нотной тетради» ученик усваивает новые для него черты музыки Баха, с которыми будет встречаться в произведениях разной степени сложности.  
При работе над полифонией Баха учащиеся часто встречаются с мелизмами –
важнейшим художественно - выразительным средством музыки XVII-XVIII веков. Очень много различий в редакторских рекомендациях как по поводу количества украшений, так и в их расшифровках, ученику здесь обязательно понадобятся помощь и конкретные указания преподавателя.  Педагог должен исходить из чувства стиля исполняемых произведений, собственного исполнительского и педагогического опыта, а также имеющихся методических руководств.                                                                                                               1. исполнять мелизмы Бах рекомендует за счет длительности основного звука (за отдельными исключениями);
2. все мелизмы начинаются с верхнего вспомогательного звука (кроме
перечеркнутого мордента и нескольких исключений, например, если перед звуком, на котором выставлена трель или неперечеркнутый мордент, уже стоит ближайший верхний звук, то украшение исполняется с главного звука);
3. вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях диатонической гаммы, кроме тех случаев, когда знак альтерации указан композитором – под знаком мелизма или над ним.
Чтобы наши ученики не относились к мелизмам как к досадной помехе в пьесе, нужно умело преподнести им этот материал, пробудить интерес,
любознательность. Например, разучивая произведение с мелизмами, ученик знакомится с мелодией, не обращая внимания вначале на выписанные в нотах морденты. Затем он слушает пьесу в исполнении педагога сначала без украшений, затем с украшениями и сравнивает. Ребятам конечно же больше нравится исполнение с мордентами. Пусть самостоятельно поищет, где и как они обозначены в нотах. Педагог рассказывает, что эти значки, украшающие мелодию, представляют собой сокращенный способ записи мелодических оборотов, распространенный в XVII – XVIII веках. Украшения   усиливают речевую выразительность. И если мелизмы – мелодия, значит и исполнять их надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи данной пьесе. Чтобы мелизмы не были «камнем преткновения», их надо сначала услышать «про себя», пропеть и только потом играть, начиная с медленного темпа и постепенно доводя до нужного.

 

  ХОД УРОКА

Педагог. Сегодня мы продолжим работу над русской народной песней «Сел комарик на дубочек», и Менуэтом И.С.Баха Но сначала мы разомнём пальчики и поиграем этюды. Вспомним этюды Шитте .
Ученик играет.
Педагог.  Вот видишь, в этих этюдах у тебя один голос, а давай попробуем поиграть этюды Елены Гнесиной, сколько здесь голосов?(отвечает)
Ученик . играет этюды Е.Гнесиной №15,16.
Педагог.В пьесе «Сел комарик на дубочек» -три голоса. Давай вспомним, что такое полифония?
Ученик отвечает.
Педагог. Правильно. Слово «полифония» с греческого означает poli – много + phono – голос.
«Полифония – вид музыкальной речи и, следовательно, вид музыкального общения. Вся фортепианная музыка полифонична.
Не может быть воспитание пианиста без изучения полифонии и овладения техникой её исполнения».
    Полифонические произведения создавали многие композиторы, например, Иоганн Себастьян Бах (показываю портрет) и Георг Фридрих Гендель (показываю портрет). Высшая форма полифонического мастерства – фуга. Фуга в переводе с латинского означает «бег».
    Сейчас мы послушаем фрагмент фуги И.С.Баха. Она трёхголосная. Ты внимательно послушай. (Звучит фрагмент фуги G-Dur из II тома «Хорошо темперированного клавира»).                      
Педагог. Тебе понравился этот музыкальный фрагмент?
Ответ ученика. 
Педагог. Обратимся к нашей пьесе. Как ты думаешь, какой голос главный, т.е. наиболее развит в ритмическом и мелодическом отношении?
Ученик (предполагаемый ответ). 
Педагог. Правильно. Поэтому можно сказать, что в нижнем голосе проходит главная мелодия. А два побочных верхних голоса – подголоска дополняют и противостоят главной мелодии нижнего голоса. Такой вид многоголосия называется подголосочной полифонией. Она характерна для русских народных песен.  
Теперь поработаем над пьесой. Скажи какой характер этой мелодии?
Ученик (предполагаемый ответ). Напевный.
Педагог. Покажи мне фразы
Ученик. Показывает.
Педагог. Алина, сыграй , пожалуйста всю пьесу.
    Ученик играет всё произведение.    
Педагог. Спасибо! А теперь давай поработаем над выразительным исполнением.
   Начни mezzo forte (не очень громко). Третье предложение играется forte (громко). Кульминация «наивысшая точка развития» приходится на четвёртое предложение.  И последняя фраза играется piano (тихо) Давай, попробуем исполнить.
Педагог. Молодец! Уже лучше! Не всё ещё получилось, но когда дома поработаешь так, как мы сейчас работали в классе, то обязательно получится!  
А теперь поработаем над Менуэтом ре минор И.С.Баха. Мы с тобой решили, что менуэт танцуют дама и кавалер. Какой голос более развитый?(отвечает) Верхний голос –это дама.  Сколько здесь предложений и какие?(отвечает) Играем медленно и выразительно, представляем себе как танцует дама в длинном платье.
Педагог. Первый способ работы -  проигрывание каждого голоса по нотам. Вся работа проходит в медленном темпе. При этом важен слуховой контроль. 
А)Алина, сыграй верхний голос. Постарайся «вести мелодию, играя, глубоким и выразительным звуком». 
Второй способ работы над полифонией – игра в ансамбле с педагогом.
А) Ученик играет нижний голос f, педагог –верхний p. Ученик должен слушать «тихий» голос и «свой» одновременно.
Б) Ученик играет верхний - p, педагог –  нижний - f. 
Третий способ работы над полифонией: если произведение трёхголосное
А) Работа над двумя верхними голосами: ученик играет два верхних голоса двумя руками: нижний – левой рукой – p, а верхний – f – правой рукой;
Педагог. Алина, а теперь попробуй соединить оба голоса.

Ученик. Играет.

Педагог. Неплохо, Алина, ты стараешься слушать оба голоса, и у тебя это получается.Но нужно ещё поработать над фразировкой.Над этим мы поработаем на следующем уроке.
Спасибо. А теперь в конце урока сыграй нам , пожалуйста, «Полюшко-поле».

Просмотров: 2946 | Добавил: markinanataliya | Рейтинг: 3.3/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Декабрь 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0